Четверг, 31.07.2025
МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [8]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 15
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Мои статьи

Развитие логического мышления на уроках информатики
      Логика – это наука, которая развивает умение последовательно мыслить, доказательно рассуждать, строить гипотезы, опровергать неправильные выводы. Систематическое овладение азами этой невозможно без решения логических задач.
Информатика – одна из наиболее востребованных инновационных дисциплин школьной подготовки, которая входит в число основных курсов, способствующих развитию логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование у учащихся приемов интеллектуальной деятельности в условиях информатизации.
Педагогические исследования в области информатики показывают многоаспектность задачи подготовки подрастающего поколения к деятельности в современном информационном обществе. Так, например, актуализация содержания логики, математики и математической логики обусловлена тем, что их основные категории подводят обучаемых к пониманию сути информатики и информационных технологий. Изучение основных законов логики способствует развитию логического мышления у учащихся, а знание этих законов и умение применять их на практике – более качественной общеобразовательной подготовке, в том числе и информационной.
Развивая своё  логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне.
Ряд ученых, разрабатывающих методические основы информационных дисциплин, считает, что к числу важнейших предпосылок и постоянных факторов развития информатики относится логика. Среди них отметим, например, А. Д. Гетманову, А. В. Горячева, В. В. Дубинину, С. К. Ландо, А. Л. Семенова.
К настоящему времени в дисциплину информатика включены такие составные части, как программирование, изучение прикладных пакетов программ, кибернетика, численные методы, системы счисления и др. Многие из этих составных частей построены на логической основе. Кроме того, логика имеет самостоятельное значение как составная часть информатики.
В данном сборнике представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной и основной школе. Одна из главных задач учителя – поддержать интерес к изучаемому предмету. Один из основных способов решения этой задачи – подбор задач, занимательных по форме и содержанию.
Основное внимание при подборе задач уделялось не разработке новых, а целесообразному соединению имеющихся методических элементов для достижения поставленных целей:
    расширение кругозора учащихся, развитие памяти, внимания
    познавательное развитие детей: узнавание ими простых связей и зависимостей окружающего мира
    развитие логики мышления, пространственных представлений, воображения детей
    развитие умения сравнивать и классифицировать
    формирование творческих, исследовательских качеств учащихся
    формирование операционного стиля мышления
    подготовка к восприятию компьютерного варианта задач.
Достижение этих целей поможет в овладении другими школьными предметами.
Изучение курса информатики предполагает выработку у учащихся логического мышления и решению задачи с использованием алгоритмического и эвристического подходов, с применением вычислительной техники в качестве средства автоматизации работы с информацией.
Итак, развитие логического мышления учащихся – одна из важных и актуальных проблем педагогической науки и практики обучения в школе.
Способы и приемы развития навыков логического мышления:
    Изменять условия задач, встречающихся в школьных учебниках.
    Предложить учащимся самостоятельно  устанавливать формулы.
    Использование в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов.  
К логическим универсальным действиям относятся:
— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
— подведение под понятие, выведение следствий;
— установление причинно-следственных связей;
— построение логической цепи рассуждений;
— доказательство;
— выдвижение гипотез и их обоснование.
Из вышесказанного следует, что  уже в основной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.
Проблемой развития мышления учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученыеЛ.С. П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, В.К.Ягодовская, А.С.Пчелко Н.С.Рождественский,  И.Л. Никольская, Ж. Пиаже, С.А. Рубинштейн, А.А. Столяр,  Д.Б. Эльконин, Ю.И. Шрайнер, Т.С Веринг., Л.С.Выготский , И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Д.Н. Середа,  М.Н. Скаткин и др.
Они теоретически и экспериментально доказали, что на сегодня  школа еще не достаточно обеспечивает выпускникам необходимый уровень развития мыслительной деятельности. По их мнению, для успешного обучения, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:
1)  высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;
2)  высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
3)   высокий уровень организованности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся.

Категория: Мои статьи | Добавил: muk (29.01.2012)
Просмотров: 2636 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 1.5/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025
    Создать бесплатный сайт с uCoz