Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Развитие логического мышления на уроках информатики
Логика – это наука, которая развивает умение последовательно мыслить, доказательно рассуждать, строить гипотезы, опровергать неправильные выводы. Систематическое овладение азами этой невозможно без решения логических задач. Информатика – одна из наиболее востребованных инновационных дисциплин школьной подготовки, которая входит в число основных курсов, способствующих развитию логического мышления. Развивающая сторона этой дисциплины направлена на формирование у учащихся приемов интеллектуальной деятельности в условиях информатизации. Педагогические исследования в области информатики показывают многоаспектность задачи подготовки подрастающего поколения к деятельности в современном информационном обществе. Так, например, актуализация содержания логики, математики и математической логики обусловлена тем, что их основные категории подводят обучаемых к пониманию сути информатики и информационных технологий. Изучение основных законов логики способствует развитию логического мышления у учащихся, а знание этих законов и умение применять их на практике – более качественной общеобразовательной подготовке, в том числе и информационной. Развивая своё логическое мышление, мы способствуем работе интеллекта, а интеллект – это гарантия личной свободы человека и самодостаточности его индивидуальной судьбы. Чем в большей мере человек использует свой интеллект в анализе и оценке происходящего, тем в меньшей мере он податлив к любым попыткам манипулирования им извне. Ряд ученых, разрабатывающих методические основы информационных дисциплин, считает, что к числу важнейших предпосылок и постоянных факторов развития информатики относится логика. Среди них отметим, например, А. Д. Гетманову, А. В. Горячева, В. В. Дубинину, С. К. Ландо, А. Л. Семенова. К настоящему времени в дисциплину информатика включены такие составные части, как программирование, изучение прикладных пакетов программ, кибернетика, численные методы, системы счисления и др. Многие из этих составных частей построены на логической основе. Кроме того, логика имеет самостоятельное значение как составная часть информатики. В данном сборнике представлены логические задачи, которые подбирались для уроков информатики в начальной и основной школе. Одна из главных задач учителя – поддержать интерес к изучаемому предмету. Один из основных способов решения этой задачи – подбор задач, занимательных по форме и содержанию. Основное внимание при подборе задач уделялось не разработке новых, а целесообразному соединению имеющихся методических элементов для достижения поставленных целей: расширение кругозора учащихся, развитие памяти, внимания познавательное развитие детей: узнавание ими простых связей и зависимостей окружающего мира развитие логики мышления, пространственных представлений, воображения детей развитие умения сравнивать и классифицировать формирование творческих, исследовательских качеств учащихся формирование операционного стиля мышления подготовка к восприятию компьютерного варианта задач. Достижение этих целей поможет в овладении другими школьными предметами. Изучение курса информатики предполагает выработку у учащихся логического мышления и решению задачи с использованием алгоритмического и эвристического подходов, с применением вычислительной техники в качестве средства автоматизации работы с информацией. Итак, развитие логического мышления учащихся – одна из важных и актуальных проблем педагогической науки и практики обучения в школе. Способы и приемы развития навыков логического мышления: Изменять условия задач, встречающихся в школьных учебниках. Предложить учащимся самостоятельно устанавливать формулы. Использование в учебном процессе задач на сообразительность, задач-шуток, математических ребусов. К логическим универсальным действиям относятся: — анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); — синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; — выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; — подведение под понятие, выведение следствий; — установление причинно-следственных связей; — построение логической цепи рассуждений; — доказательство; — выдвижение гипотез и их обоснование. Из вышесказанного следует, что уже в основной школе дети должны овладеть элементами логических действий (сравнения, классификации, обобщения и др.). Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы. Проблемой развития мышления учащихся занимались многие зарубежные и отечественные ученыеЛ.С. П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Д. Дьюи, А.Н. Леонтьев, В.К.Ягодовская, А.С.Пчелко Н.С.Рождественский, И.Л. Никольская, Ж. Пиаже, С.А. Рубинштейн, А.А. Столяр, Д.Б. Эльконин, Ю.И. Шрайнер, Т.С Веринг., Л.С.Выготский , И.Я. Лернер, Н.А. Менчинская, Д.Н. Середа, М.Н. Скаткин и др. Они теоретически и экспериментально доказали, что на сегодня школа еще не достаточно обеспечивает выпускникам необходимый уровень развития мыслительной деятельности. По их мнению, для успешного обучения, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления: 1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.; 2) высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы; 3) высокий уровень организованности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления. Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: muk (29.01.2012)
|
Просмотров: 2636 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 1.5/2 |
|
|
|