
Самоопределение – это «способность людей сделать
выбор, который позволит им контролировать собственную жизнь, приведет к
достижению целей, к которым они стремятся, а также поможет приобрести навыки и
ресурсы, необходимые для полноценного и осмысленного существования в обществе».
Для
подростков необходима готовность участвовать в планировании своего будущего.
В процессе
самоопределения подростки приобретают навыки действия и умение делать свои
действия свободными от чрезмерного внешнего воздействия и вмешательства.
Реальный мир
опыта неразрывно связан с рисками, ошибками, а также с учетом результатов. Этот
опыт поможет молодому человеку испытать его преимущества и недостатки и
определить соответствующие краткосрочные и долгосрочные цели, принять
конструктивные решения по поводу своего будущего.
Не все
учащиеся способны к восьмому-девятому классу овладеть навыками принятия
решения, т. е. не у всех подростков в достаточной степени развито умение
прогнозировать, предвидеть последствия принятого решения, рассматривать свое
решение во временном контексте.
В
подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, а затем и оказываясь в
ситуации профессионального выбора, учащиеся неоднократно сталкивались принятия
того или иного решения. Принятие решения – это рассмотрение и оценка возможных
альтернатив с учетом своих ценностных ориентаций, жизненных позиций, установок.
Основой для
профессионального выбора является формирование познавательных интересов и
профессиональной направленности.
Первый этап
(12-13 лет) – интересы ребенка характеризуются высокой изменчивостью, они слабо
интегрированы, не связаны со структурой индивидуально-психологических
особенностей и являются преимущественно познавательными. Поэтому важную роль
здесь играет классный руководитель, которой благодаря классным часам и
мероприятиям информирует детей о мире профессий, помогая сформировать познавательный
интерес.
Второй этап
(14-15лет) – наблюдается тенденция к большей сформированности интересов, их
интеграции, включенности в общую структуру индивидуальных и личностных
особенностей. В этот момент возрастает роль школьного психолога, который помогает
учащемуся разобраться с собственными мыслями, определиться с профилем обучения.
Третий этап
(16-17 лет) – усиливается интеграция интересов и в то же время их
дифференцированность в соответствии с полом, происходит объединение
познавательных и профессиональных интересов, усиливается взаимосвязи интересов
с индивидуально-психологическими свойствами. На данном этапе также велика роль
психолога, который помогает определиться с собственными интересами и
склонностями. Но не менее важную роль играет возможность профессиональной
пробы, так называемый этап начальной профессионализации, который должен
завершаться формированием профессионально-направленной личности и адекватного,
зрелого профессионального выбора профессии.
Таким образом
для успешной профессиональной реализации подросткам необходимо овладеть
следующими компетенциями:
- Постановка цели;
- умение определять факторы,
необходимые для успеха;
- видение проблем и препятствий,
возникающих на пути к цели;
- навыки личностного развития и
самопрезентации;
- уверенность в себе;
- навыки межличностного
взаимодействия. 
|